КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по внедрению ФГОС ДО в детском саду
(федеральный государственный образовательный стандарт
в дошкольном образовательном учреждении).
Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой
ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
•
дать представление о том, что такое ФГОС;
•
в ходе презентационной работы проиллюстрировать родителям преимущества
деятельностного подхода в воспитании и обучении;
•
показать родителям презентацию преимущества.
Уважаемые родители!!!
Прежде чем говорить о Программе внедрение ФГОС ДО в детском саду, ответим на следующие
вопросы:
Что такое ФГОС? Что такое стандарт? Чем он отличается ФГТ от ФГОС? И почему его
называют «Стандарт второго поколения»?
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки
обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
•
•
•
•
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на
основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных
программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации
относительно уровня дошкольного образования.
Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?
Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное
образование признано уровнем общего образования. До сегодняшнего дня действовали
Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состояли
из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного
образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появятся требования к
результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены!
Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых
исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка,
чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше.
Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство - это тот период
жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес.
ФГОС включает в себя требования к:
➢ структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной
части основной образовательной программы и части, формируемой участниками
образовательных отношений) и их объему;
➢ условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям;
➢ результатам освоения основных образовательных программ.
Программа
Образовательная деятельность - 60%.
Дополнительная деятельность - 40%.
Что
нового
ожидает
дошкольное
образование
в
ближайшем
будущем?
Во-первых, дошкольное образовательное учреждение из "камеры хранения" ребенка реально
превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной
программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за
воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.
Во-вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения
дошкольного образования.
В-третьих, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за
ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.
Отличие принципиально видно. В основе лежит деятельностный подход, ребёнок узнаёт мир через
деятельность.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- должна стать основой обучения ребёнка т.е. уйти от монологической речи
воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами добывает
знания себе сам.
Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии (образовательная деятельность).
Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что может ответить, когда ответь, как
ответить. Иными словами, нет скованности. Мы не загоняем в определённые рамки, даём
высказывать всем.
Это не означает, что мы не занимаемся. Мы воспитатели занимаемся развитием ребёнка,
знаем его все физиологические особенности, но не требуйте, чтобы ребёнок читал и писал. Всему
этому их научат в школе.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит
сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей
главенствующего места, безусловно, положителен.
Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ
от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской
деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская,
продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют
определенные формы работы с детьми.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей,
которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста
1.
2.
3.
4.
5.
Социально-коммуникативное развитие
Познавательно развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы
детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной
программе дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
Любознательность;
Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе
и к другим, чувство собственного достоинства;
Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Развитая крупная и мелкая моторика;
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это
обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:
1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства
как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких
условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот
период есть период подготовки к следующему периоду;
2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
Организации) и детей;
3. уважение личности ребенка;
4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие ребенка.
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в
реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка
в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители
должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов,
независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними
наблюдателями.
- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает
преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было
ранее.
В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма дошкольных
учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций. Планируется, что будут
развиваться частные дошкольные организации. Внедрение нормативно - подушевого механизма
оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными
учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.
Стимулирование конкуренции в дошкольном образовании и введение системы муниципального
заказа на услуги дошкольного образования выведет на первый план качество образовательной
услуги, которое напрямую будет зависеть от понимания каждым детским садом своего места в
системе непрерывного образования.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
- Содержательная насыщенность
- Трансформируемость
- Полифункциональность
- Вариативность
- Доступность
- Безопасность
Требования к финансовым условиям
Финансирование в объеме не ниже определяемых органами государственной власти субъектов РФ
нормативов:
- расходы на оплату труда
- расходы на средства обучения и воспитания (учебное издание, дидактические, аудио и видео
материалы, спец одежды, игр и игрушек, спортивное, оздоровительное оборудование, услуги
связи в т.ч. интернет)
- расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием руководящих и
педагогических работников.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные
изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему
«общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как
полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое
признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в
воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует
воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в
соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Вовторых, в приказе много положительного:
1. Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
2. Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития,
интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических
условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
3. Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей
дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой
образовательной области.
4. Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
5. Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
6. Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.