Положение о логопедическом пункте

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 комбинированного вида» города Пикалёво

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
МБДОУ «ДС №6 КВ» г.
Пикалево
Протокол № 1 от
От «08» сентября 2017

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ №105/1
МБДОУ «ДС №6 КВ»
г.Пикалево
от «08»сентября 201 7г.

Регистрационный номер : 20
от «08»сентября 2017 года

Положение

о логопедическом пункте
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №6 комбинированного вида» города Пикалево
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано на основании Закона РФ № 273 "Об
образовании в Российской Федерации", в соответствии с программно­
методическими
документами,
утвержденными
и
рекомендованными
Министерством образования РФ, Уставом дошкольного учреждения и другими
нормативными актами.
1.2. Положение
определяет
цели,
задачи,
содержание
и
организацию
коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №6
комбинированного вида» города Пикалево (далее Учреждение), реализующем
образовательную программу дошкольного образования.
1.3. Положение
о
дошкольном
логопедическом
пункте
принимается
Педагогическим советом Учреждения и утверждается распорядительным актом
руководителя Учреждения.
1.4. Срок данного Положения о логопедическом пункте не ограничен. Данное
Положение о логопедическом пункте действует до принятия нового.
2. Цели, задачи
2.1. Логопедический пункт Учреждения (далее - Логопункт) создается в целях
оказания коррекционной помощи воспитанникам Учреждения, имеющим
нарушения в развитии устной речи, в освоении ими образовательной программы
дошкольного образования.
2.2
Основными задачами Логопункта являются:
-обеспечение коррекции нарушений в развитии устной речи воспитанников
Учреждения;

-своеврем енное
выявление
особых
образовательных
потребностей
воспитанников Учреждения, обусловленных недостатками в их речевом развитии;
- обеспечение
индивидуально
ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи воспитанникам с нарушениями речи с учетом
особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
-обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении
воспитанниками с нарушениями речи образовательной программы дошкольного
образования;
- обеспечение
интеграции
коррекционной
помощи
и
воспитательно­
образовательного процесса с воспитанниками, имеющими нарушения речи;
- профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников
Учреждения;
-проф илактика нарушений в развитии устной речи воспитанников раннего
возраста;
-обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических, медицинских работников Учреждения и других
организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям,
имеющим нарушения речи;
-разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических
работников, родителей (законных представителей) Учреждения;
обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников Учреждения по преодолению речевых нарушений;
-повыш ение
педагогической
компетентности
родителей
(законных
представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста,
имеющих речевые нарушения.
3. Направления деятельности логопедического пункта
3.1. Коррекционное:
- создание
условий, направленных
на
коррекцию речевого развития
воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими
нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
3.2. Мониторинговое:
-отслеж ивание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении
образовательной программы дошкольного образования.
3.3. Профилактическое:
-созд ан и е условий, направленных на профилактику нарушений в развитии
устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.
3.4. Просветительское:
- создание
условий, направленных
на повышение
профессиональной
компетентности педагогических работников дошкольного
учреждения,
педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и воспитания детей дошкольного возраста.
4. Организация комплектации логопедического пункта
4.1. В Логопункт зачисляются воспитанники Учреждения, имеющие нарушения
в развитии устной речи: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР), фонетическое недоразвитие речи (простая и сложная дислалия). В

отдельных случаях могут зачисляться воспитанники с общим недоразвитием речи
3 уровня. В данном случае родители предупреждаются о необходимости
посещения ребенком группы компенсирующей направленности. При отказе - о
снижении эффективности коррекционной работы при сложной речевой патологии
в условиях логопункта.
4.2. В первую очередь в Логопункт Учреждения зачисляются воспитанники
старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной речи,
препятствующие их успешному освоению
образовательной программы
дошкольного образования.
4.3. Зачисление в Логопункт Учреждения воспитанников, имеющих нарушения
в развитии устной речи, осуществляется на основе обследования речи
воспитанников. Обследование речи воспитанников проводится учителемлогопедом Учреждения в течение всего учебного года. Дети, нуждающиеся в
логопедической
помощи,
обследуются
членами
психолого-медикопедагогического консилиума Учреждения и рекомендуются для зачисления в
Логопункт.
4.4. Основанием для зачисления в Логопункт воспитанников, нуждающихся в
логопедической помощи, является заявление родителя (законного представителя)
(приложение 1).
4.5. На основании заявления родителя (законного представителя), в
соответствии со списком воспитанников Учреждения, рекомендованным ПМПК
Учреждения, в срок до 15 сентября, распорядительным актом заведующего
утверждается список воспитанников, зачисленных в Логопункт на текущий
учебный год (приложение 2).
4.6.
Предельная наполняемость Логопункта составляет не более 25
воспитанников в течение учебного года и устанавливается в зависимости от
категорий детей, имеющих нарушения в развитии устной речи.
4.7. Не подлежат приему на дошкольный логопедический пункт дети с тяжелыми,
стойкими нарушениями речи: ОНР 1 и 2 уровней, алалией, ринолалией, системным
нарушением речи, нарушением слуха, дети с билитвизмом (двуязычием). Учительлогопед не несет ответственность за устранение сложной речевой патологии в
условиях логопедического пункта.
4.8. В случае необходимости уточнения диагнозадля определения дальнейшего
образовательного маршрута, с согласия родителей (законных представителей),
учитель-логопед может рекомендовать проконсультироваться в соответствующем
лечебно-профилактическом учреждении для обследования врачами-специалистами
(невропатологом,отоларингологом, офтальмологом, и др.) или специалистами
Муниципального бюджетного учреждения «Бокситогорского центра психолого педагогической, медицинской и социальной помощи»
4.9. Продолжительность коррекционного обучения зависит от выраженности
речевого нарушения, его структуры и может составлять от 2-3 месяцев до 2-3 лет.
При необходимости период коррекционных занятий продлевается учителемлогопедом до полного исправления речи (в случае длительного отсутствия ребенка
по болезни при наличии медицинского заключения, тяжести речевого диагноза:
«дизартрия», «ОНР», по иным уважительным причинам). Вопросы, связанные с
продлением срока коррекционного обучения, решаются на Психолого - медико педагогическом консилиуме дошкольного учреждения по представлению учителялогопеда или при решении ТПМПК.

4.10. Рекомендуемый срок коррекционной работы составляет:
ОНР до 2-3 лет;
ФНР - от 3 месяцев до 1 года
ФФНР до 1 года;
При речевых нарушениях, отягощенных дизартрией, срок коррекционной работы
увеличивается.
4.11. Выпуск детей производится в течение всего учебного года по мере устранения
дефектов речи у детей.
4.12. Отчисление с занятий на логопедическом пункте возможно в случаях:
•
выбытие ребенка из дошкольного образовательного учреждения,
•
систематическое игнорирование родителями (законными представителями)
рекомендаций учителя - логопеда,
•
немотивированные пропуски занятий (отсутствие ребенка в детском саду без
уважительной причины более 2 месяцев),
•
окончание коррекционного процесса.
4.13. Факт отчисления воспитанников
или отказа родителей (законных
представителей) от логопедической помощи оформляется в письменном виде.
5. Организация учебно - коррекционной работы логопедического пункта
дошкольного учреждения.
5.1. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются
занятия.Содержание коррекционной работы строится в соответствии с основной
образовательной программой дошкольного образования дошкольного учреждения,
педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию
отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и
психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
5.2. Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в
Логопункт, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для проведения
подгрупповых
занятий
формируются
подгруппы
детей.
Предельная
наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера
нарушения развития устной речи, возраста воспитанников и составляет от 3-х до
6-ти детей.
5.3. Коррекционная работа в Логопункте проводится ежедневно с учетом режима
работы Учреждения во время любой деятельности детей:
игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения.
5.4. Продолжительность занятий определяется:
- для детей пятого года жизни: индивидуальных 10 минут, подгрупповых 20
минут;
- для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста):
индивидуальных 10-15 минут, подгрупповых 25-30 минут.
5.5. Подгрупповые занятия организуются на этапе автоматизации звуков с детьми
одного возраста, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые
нарушения. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от
этапа обучения.
5.6. Начало и продолжительность учебного года на логопедическом пункте с 1
сентября по 31 мая.С 1 июня проводятся только индивидуальные занятия.

5.7. Показателем работы учителя-логопеда на логопедическом пункте является
состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.
6. Участники коррекционной работы логопедического пункта
6.1. Учитель-логопед:
6.1.1. Проводит обследование речевого развития детей Учреждения, составляет
список воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи.
6.1.2. Подготавливает список воспитанников, зачисленных в Логопункт на
учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью, установленной п.4.6.
настоящего Положения.
6.1.3.
Определяет
периодичность,
продолжительность
проведения
индивидуальных и подгрупповых занятий в Логопункте в соответствии с п.п.5.3.,
5.4., 5.5. настоящего Положения.
6.1.4. Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками по
исправлению нарушений в развитии устной речи.
6.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы.
Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия,
обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей,
имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждение.
6.1.6. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений
воспитанников,
зачисленных
в
Логопункт.
Корректирует
содержание
коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.
6.1.7. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными
представителями) Учреждения:
по
проведению
коррекционной
работы
с
воспитанниками,
зачисленными в Логопункт;
по вопросам освоения образовательной программы дошкольного
образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт.
6.1.8. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам,
родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений
воспитанников, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые
рекомендации.
6.1.9. Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста,
имеющих речевые нарушения.
6.1.10. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения,
территориальной психолого-медико-педагогической комиссией.
6.1.11. Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по проведению
индивидуальной работы по речевому развитию воспитанников, зачисленных в
Логопункт.
6.1.12.Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению
коррекционной работы.
6.1.13. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной
работы Логопункта.
6.2. Воспитатель:
6.2.1. Создает предметную развивающую среду для своевременного речевого
развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи
воспитанниковгруппы.

6.2.2. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области
«Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования
воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт.
6.2.3. Наблюдает за ходом речевого развития воспитанников группы,
диагностирует
предпосылки
и
признаки
формирования
нетипичных
(опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития устной речи
воспитанников группы.
6.2.4. Планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по
речевому развитию воспитанников группы, зачисленных в Логопункт.
6.2.5. Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных
мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом
развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей
воспитанников группы, зачисленных в Логопункт.
6.2.6. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы,
зачисленных в Логопункт, во всех видах детской деятельности, режимных
моментах в течение дня.
6.2.7. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными
представителями) Учреждения по вопросам
освоения образовательной
программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в
Логопункт.
6.2.8. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников, зачисленных в Логопункт. Обеспечивает заинтересованность в ее
результативности.
6.3.Заведующий Учреждением:
6.3.1. Обеспечивает условия, направленные на:
-коррекцию речевого развития воспитанников и достижения воспитанниками,
имеющими нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего
возрастной норме;
- профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников
дошкольного возраста.
6.3.2. Обеспечивает комплектование Логопункта. Приказом по Учреждению
утверждает список детей, зачисленных в Логопункт.
6.3.3. Осуществляет контроль за работой Логопункта.
6.4. Заместитель заведующего по УВР:
6.4.1. Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников,
родителей (законных представителей) Учреждения по вопросам освоения
образовательной
программы
дошкольного
образования воспитанниками,
зачисленными в Логопункт.
6.4.2.
Обеспечивает
повышение
профессиональной
компетентности
педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей
дошкольного возраста.
6.4.3. Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических, медицинских работников Учреждения и других

организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям,
имеющим нарушения речи.
6.4.4. Организует проведение мониторинга усвоения содержания образовательной
области «Речевое развитие»
образовательной программы дошкольного
образования, коррекционной работы с воспитанниками группы, зачисленными в
Логопункт. Осуществляет анализ мониторинга и результативность коррекционной
работы.
6.4.5. Контролирует:
применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и
компенсацию отклонений в речевом развитии детей;
соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной
образовательной нагрузки;
динамику устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных
в Логопункт.
6.5. Родители (законные представители):
6.5.1. Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития
ребенка.
6.5.2. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых
нарушений ребенка.
7. Документация учителя - логопеда в логопедическом пункте
Для учета коррекционного процесса на логопедическом пункте при
дошкольном образовательном учреждении ведется следующая контрольнорегистрирующая и планирующая документация:
7.1. Заявление родителя (законного представителя) о зачислении ребенка в
логопункт (приложение 1).
7.2. Утвержденный заведующим МБДОУ список воспитанников, зачисленных в
Логопункт (приложение 2).
7.3. Годовой план работы учителя-логопеда.
7.4. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками,
зачисленными в Логопункт, утвержденное заведующим (на полугодие).
7.5. Журнал посещаемости занятий детьми, зачисленными в Логопункт
(приложение 3).
7.6. Речевые карты на каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт, с
указанием динамики речевого развития, даты зачисления и отчисления,
результатов работы.
7.7. Индивидуальная тетрадь для занятий (у каждого ребенка)
7.8. Тетрадь учета индивидуальных и подгрупповых занятий с воспитанниками,
зачисленными в Логопункт (приложение 4).
7.9. Экран состояния звукопроизношения воспитанников, зачисленных в
логопункт.
7.10. Журнал обследования звукопроизношения воспитанников Учреждения.
7.11. Тетрадь связи учителя-логопеда и воспитателей групп.
7.12. Журнал движения воспитанников, зачисленных в Логопункт (приложение 5).
7.13. Журнал консультационной работы.
7.14. Отчет о результативности коррекционной работы (годовой).
7.15. Должностная инструкция.

Приложение 1

Заявление родителя (законного представителя)
о зачислении ребёнка в логопедический пункт
Заведующему МБДОУ «ДС №6КВ»
г. Пикалево
Маркиной О.А.
от____________________________
ф.и.о. родителя

Заявление
Я, (Ф .И .О .)___________________________________________________________ ,
с целью оказания коррекционной помощи в устранении нарушения речи прошу
зачислить моего ребенка__________________________________________________
ф.и.о.ребенка, дата рождения

в логопедический
пункт
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад №6 комбинированного вида»
города Пикалево с _________________20___ г.

«___»__________ 20___г.

_________________

подпись
Приложение 2
Список воспитанников, зачисленных в логопедический пункт
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №6 комбинированного вида» города Пикалево

Группа
№п/п

Фамилия,
имя, отчество
воспитанника

Дата
рождения

Заключение
ПМПК
(при ОНР указать
№ протокола,
дату ПМПК )

Результаты
Коррекционной
работы
- выпущен;
- оставлен для
продолжения
коррекционной
работы;
- выбыл в
ДОУ № ...,
в школу...

Приложение 3

Журнал посещаемости занятий
детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
на логопедическом пункте
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №6 комбинированного вида» города Пикалево
1. В разделе журнала “Сведения о родителях” учитель - логопед помещает список детей,
зачисленных на логопедическом пункт в текущем учебном году по форме:
- список детей с указанием возрастной группы;
- Ф.И.О. родителя (законного представителя), домашний адрес, телефон.
2. Для индивидуальных и подгрупповых занятий отводится по 3-4 страницы журнала.
На левой половине страницы находится список детей данной подгруппы или фамилии и
имена детей, занимающихся индивидуально, даты проведения занятий и отметки о
присутствии или отсутствии детей на занятии, а на правой - темы проводимых занятий
(темы проводимых занятий указываются в соответствии с рабочим планом).
Приложение 4

Тетрадь учета индивидуальных и подгрупповых занятий с
воспитанниками, зачисленными в логопедический пункт

В данной тетради указывается планирование коррекционно-развивающей
работы с детьми.
Указывается:
- дата проведения индивидуального и подгруппового занятия;
- фамилия, имя ребенка, детей подгруппы;
- содержание, формы, методы и приемы, используемые на конкретном
занятии.

Приложение 5

Журнал движения воспитанников, зачисленных в логопедический
пункт
Результат
Дата
Речевое
Дата
Ф.И.
№ ребенка Возраст Группа заключение начала окончания коррекционной
работы
занятий
занятий
п/п

Прош
эошнуповано, пронум<^ровано и скрс
S jQ d k J ^ b )
листов.
^ Заведую щ ий
^

_ л > Л . OJ&

Пикалево
О.А.Марки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».